Что такое долби атмос: Что такое ​Dolby Atmos, или Многоканальный звук без каналов / Stereo.ru

Содержание

решения от Cirrus Logic, Analog Devices и Trinnov / Stereo.ru

Если в Dolby TrueHD каждый из каналов (максимум до восьми, 7.1) записывался как отдельная независимая дорожка в студии и все что требовалось от процессора — максимально качественно декодировать сигнал, преобразовать в аналог и отдать дальше на усилители, то для Dolby Atmos задача несколько сложнее.

Во-первых, увеличилось количество каналов. В домашней версии Dolby Atmos возможно использование более 30-ти дискретных каналов, включая потолочные. А во-вторых, кроме базового слоя (7.1, записанного в том же Dolby TrueHD — так называемый Bed Layer) были введены дополнительно «объекты» (objects).

Объекты в Dolby Atmos — это звуковые WAV-файлы с метаданными (например, звук летящего вертолета), описывающими их свойства, такие как место появления и исчезновения, начальная и конечная громкость, траектория движения и динамика изменения этих параметров в процессе (подробнее читайте в статье Что такое Dolby Atmos, или Многоканальный звук без каналов). Теперь процессор должен не только декодировать стандартный 7.1, но и в реальном времени просчитать объекты, замешать звук от объектов в Bed Layer и подать на нужное количество каналов, которых может быть сильно больше чем 7.1 и зависит от конкретного помещения.

Эти дополнительные расчеты стали возможны благодаря существенному увеличению вычислительной мощности процессоров и сильно упростили задачу звукорежиссеров. Также это необходимо для более правильного адаптирования звуковой дорожки под любое помещение. Для небольшой комнаты может быть достаточно и 7.1.4, но если выделено помещение под кинозал площадью метров 40-45, скорее всего потребуется 9.1.4 или даже 11.1.6 — зависит от количества рядов и высоты потолка.

Но давайте посмотрим на существующие способы обработки Dolby Atmos, почему так получилось, что на рынке есть и недорогие саундбары с Dolby Atmos и очень дорогие процессоры.

Первая ступень: бюджетные решения на базе Cirrus Logic

Существует несколько решений для декодирования Dolby Atmos. Самый бюджетный вариант — устройства на базе чипсетов CS49834 (Tri-Core-процессор) и CS49844 (Quad-Core-процессор) от Cirrus Logic. Данные чипы работают практически со всеми форматами, кроме Auro 3D.

Решение широко используется в недорогих ресиверах, включая Pioneer, Onkyo, Denon. Также чипы Cirrus Logic ставят в саундбары, колонки и даже мобильные устройства. Процессоры CS49834/44 востребованы производителями ввиду их доступности и возможности использования в ограниченном пространстве. Хороший пример — саундбары. Многие компании начали делать звуковые панели с Dolby Atmos-декодированием из-за популярности формата и желания многих покупателей обойтись компактным устройством по типу «все-в-одном» вместо покупки нескольких колонок, AV-процессора или ресивера. Саундбары, как правило, представляют собой негабаритные устройства, и разместить внутри сразу несколько динамиков и все необходимые платы непросто. Именно здесь на помощь и пришли чипсеты от Cirrus Logic.

Схема чипа Cirrus Logic CS49844

Независимо от того, в каком оборудовании задействованы CS49834 и CS49844, при официально заявленной поддержке формата Dolby Atmos, устройство в обязательном порядке обладает сертификатами от Dolby. Другими словами, получить от Cirrus Logic-решений звук в Dolby Atmos, конечно, можно, однако качество звучания не будет доходить до максимально возможного в рамках формата. Еще один значительный минус чипов Cirrus Logic — это ограничение 11 каналами (7.1.4, LFE-канал не участвует в рендере объектов).

Выходит, настоящим ценителям масштабного окружающего звука, имеющим желание оценить возможности технологии в полной мере, есть смысл поискать другие Dolby Atmos-решения.

Вторая ступень: Analog Devices и Texas Instruments

Если в поисках лучшего Dolby Atmos-декодирования подняться на следующую ступень, то мы сталкиваемся с решениями от Analog Devices и Теxas Instruments. Это уже более дорогая категория. Такие DSP-процессоры используются в старших моделях Marantz, Denon, McIntosh, Acurus, StormAudio. Однако и здесь все ограничивается 11 каналами. Если учесть, что минимальная для Dolby Atmos конфигурация — это 5.1.2, то обойтись таким AV-процессором вполне возможно.

Стоит отметить, что цифровые сигнальные процессоры Analog Devices и Texas Instruments хоть и специализированные, однако универсальные устройства, декодирующие с помощью программных библиотек, а следовательно их функционал можно расширить программно. Тогда как решения на базе Cirrus Logic используют аппаратное декодирование и именно поэтому на недорогих AV-ресиверах не может появиться, например, поддержка Auro 3D.

На сегодняшний день компания Analog Devices предлагает несколько разных процессорных платформ для AV-устройств, позволяющих декодировать Dolby Atmos и DTS:X. В универсальных мощных платах серий ADSP-SC57x и ADSP-2157x стоят фирменные процессоры SHARC от Analog Devices и ARM Cortex-A5. Такая конфигурация, созданная специально для работы с аудио, обеспечивает обработку сигнала в реальном времени. При этом платы довольно компактны и не требуют дополнительного охлаждения, что тоже экономит место.

Процессорная платформа Analog Devices ADZS-SC573-EZLITE

Большинство аудиофилов-киноманов могут остановиться на данной ступени — это некая золотая середина для современного домашнего кинотеатра. Если же речь идет об особо искушенных пользователях, то им придется забраться еще выше — на третью финальную ступень Dolby Atmos-декодирования.

Третья ступень: профессиональный Dolby CP850 и домашний Trinnov Altitude 32

На коммерческом рынке рендеринг любого количества каналов доступен лишь в модели Dolby CP850 (модификация Full). Однако нас интересует домашнее решение, и здесь появляется Trinnov Altitude 32 (подробнее о нем читайте в статье Тест AV-процессора Trinnov Altitude 32: один процессор на все кино).

В первую очередь нужно сказать, что Altitude 32 — это AV-процессор на базе Intel PC, и его работа основана не на чипсете с четкими границами в плане декодирования, а на возможностях мощного внутреннего компьютера с процессором Core i7. По сути, Trinnov Altitude 32 — «полупрофессиональный» процессор, способностями приближенный к эталонному CP850 Full.

Процессор Altitude 32 автоматически определяет формат и выводит на колонки оптимизированный сигнал

Кинотеатральный Dolby CP850 может обрабатывать более 100 движущихся звуковых объектов, в то время как домашние ресиверы несравнимо далеки от таких показателей (до 10 динамических объектов, все остальное декодируется в неподвижные объекты). Что касается Altitude 32, то его мощностей хватает для того, чтобы воссоздать почти профессиональный кинотеатральный звук дома, благодаря алгоритму, способному рендерить большое количество независимых объектов-дорожек. Здесь же нужно отметить, что все стандартные решения на Cirrus Logic, Texas Instruments и Analog Devices ограничены четырьмя высотными каналами, а Altitude 32, опять же, единственный процессор для дома, где количество высотных каналов может быть любым. (Недавно Texas Instruments начала тестировать декодинг 7.1.6, но законченных продуктов пока нет).

Помимо всего вышесказанного, для Dolby Atmos важно правильное расположение акустических систем (согласно стандартам от Dolby). Это касается не только Dolby Atmos, но и DTS:X, и Auro-3D. Выходит, правильный звук фильма в формате DTS:X можно услышать, только заново расставив динамики, если, разумеется, до этого они стояли по стандарту Dolby Atmos или Auro-3D. С устройствами на CS49834/44 все немного проще: они вообще не поддерживают Auro-3D, а стандарты расстановки колонки DTS:X и Dolby Atmos схожи. Таким образом, пользователь может просто смириться и смотреть оба формата, не меняя положение динамиков.

Что же делать, если речь идет об аппарате с поддержкой Auro-3D? Здесь есть два варианта. Суть первого в том, чтобы изначально определиться с форматом звука: если это Dolby Atmos — придется пойти на компромисс и вовсе не смотреть контент в Auro-3D, и наоборот. Такой подход банален и, конечно, непрактичен. Второй вариант — это использование технологии, способной обеспечить правильное позиционирование звука в пространстве, даже если колонки расставлены не по стандарту. Такая система имеется у Altitude 32. Технология называется «Remapping», она умеет виртуально «перерасставить» имеющиеся динамики согласно правильной «карте», и конечное воспроизведение звука будет идти через нее. Другими словами, слушатель не ощутит того, что звук Dolby Atmos воспроизводится на колонках, стоящих в позиции для Auro-3D.

Еще одно условие для получения качественного Dolby Atmos — это минимальное количество отраженного звука в помещении. Однако добиться этого сложно в силу того, что объектно-ориентированный формат, если подходить к вопросу правильно, предполагает большое количество динамиков в разных плоскостях. Тут все гораздо сложнее, чем с обычной стереосистемой: получается, что для качественного Dolby Atmos нужна специальная комната. Если в коммерческом кинотеатре речь еще может идти о полностью акустически продуманном помещении, то в домашних условиях это, как правило, маловероятно.

Поэтому требуется искусственно «гасить» отражения, на что пока способен только Trinnov Altitude 32. Аппарат обладает возможностью активного подавления комнатных отражений путем подачи корректирующего сигнала на динамик, создающий отражение. В точке прослушивания отражения и корректирующий сигнал слышны не будут (при том, что фактически никуда не исчезнут).

Измерительный модуль Trinnov из четырех микрофонов для получения данных об акустических свойствах помещения

Стандарт Dolby Atmos, как и любой формат окружающего звука, предполагает наличие сабвуферов, от которых сильно зависит конечный результат звучания. Басовый канал сопровождает всю запись, и его низкие частоты по направлению не определяются, но при создании объемного звукового поля слушатель четко определяет наличие сабвуфера в определенной точки и его отсутствие в другой. Это создает некую нецелостность окружающего звука.

В процессоре Altitude 32 есть возможность распределить сигналы на сабвуферы так, как нужно. То есть, на каждую из колонок будет работать тот сабвуфер, который расположен ближе всего именно к ней: c левым динамиком объемного звука будет играть левый сабвуфер, с фронтальным правым — правый фронтальный сабвуфер и так далее. Это же касается и высотных каналов — в нужный момент система задействует наиболее правильно расположенный сабвуфер. Такой подход позволяет добиться четкой звуковой картины, что очень важно для любого формата, а тем более для объектно-ориентированного Dolby Atmos.

Итог

На сегодняшний день на рынке доступно несколько технологий Dolby Atmos-декодирования. У каждой есть свои преимущества и недостатки. Если бюджетные решения вроде саундбаров не могут обеспечить по-настоящему правильного объемного звука, то их полная противоположность — ультимативный Altitude 32 от Trinnov — не может похвастаться доступностью в плане цены. Для хорошего домашнего кинотеатра со звуком Dolby Atmos требуется не только соответствующая техника, но и грамотная работа инсталляторов — от расстановки колонок и настройки оборудования зависит конечное качество звучания.

Расстановка акустики с потолочными системами для Dolby Atmos

Построить домашнюю Dolby Atmos-систему начального уровня можно по схеме 5.1.2 и на ресивере средней категории. Однако если речь заходит о решении для помещения по размерам близкому к небольшим залам коммерческих кинотеатров, то здесь выбор ограничен только Trinnov Altitude 32 — ничего подобного другие производителя пока не предлагают. Напоследок стоит отметить, что в феврале этого года Trinnov Audio объявила о начале выпуска Altitude с поддержкой декодирования звука на 40 и 48 каналов. Таким образом, компания Trinnov первой на рынке предложит домашнее решение для работы с 34 каналами, заявленными в спецификации Dolby Atmos.

Ещё раз о Dolby Atmos. / Stereo.ru

Потому и нет их у нас, ибо исторически народ не готов диски покупать в больших количествах.

Может стоить начать с того, чтобы попробовать выпускать их? Нормальные издания нормального кино? А уже потом делать выводы? Я вот утверждаю, что на рынке дефицит дисков при огромном неудовлетворенном спросе.

На покупку «Темный рыцарь. Возрождение легенды» у меня ушло месяцев восемь (цена не имела значения, фильм очень понравился). Его просто нигде не было в наличии и никто не готов был привезти на заказ. Пару раз он появлялся на интернет-ресурсах типа GoldDisk, но после заказа всегда оказывалось, что позиция была добавлена случайно. В итоге удалось случайно купить в MediaMarkt по-моему последний в стране экземпляр трилогии (пять дисков с артбуком). Это пример, когда фильм в принципе отсутствует на прилавках. Никто не хочет завести на прилавки эту картину — боятся, что ее не дай бог купят? Страшное дело же.

На покупку «Облачного атласа» ушло шесть месяцев, из которых два месяца я его искал и еще четыре месяца пытался приобрести. Приобрел 03 ноября 2017 г., заказывал: 18 августа 2017 г., 11 августа 2017 г., 25 июля 2017 г., 07 июля 2017 г. Тоже по всей видимости последний экземпляр, который ездил туда-сюда, пока наконец-то я не стал тем, кто заказал его первым. Купить в целом этот фильм не представляет труда, но с одной оговоркой — без оригинальной дорожки. Я конечно извиняюсь, но каким нужно быть бараном, чтобы выпустить издание только с русским языком, а щедрость оригинальной озвучки даровать в «коллекционной» версии? Вот сухой остаток: «коллекционного» издания больше нет в продаже, обычное издание купить не представляет проблем. Это пример, когда жадность издательства вредит бизнесу.

Есть много дисков с фильмами, которые я готов купить: прямо сейчас за в принципе любые в разумных пределах деньги — а где их взять то? Проблема же на поверхности и лично я не понимаю, почему издательства не работают по принципу «On-demand». Это же полностью автоматизированный процесс (запись носителя и печать обложки), который может происходить без участия человека вплоть до передачи в службу доставки. Инвестиции только в площадку для продажи и интеграцию в серийное производство (чтобы избежать издержек по оснащению и выпускать все в рамках одной линии с текущим тиражом), окупаемость же будет практически мгновенная — я бы вот сразу сделал заказ на пятизначную сумму.

Что такое Dolby Atmos?

Следующий шаг в развитии звука для кинотеатров

Dolby Atmos создает мощный и подвижный звук, привнося в кинотеатральный звук два важных звуковых элемента: звуковые объекты и акустические системы над головой.

Анонсированный в 2012-м году Dolby Atmos, быстро стал де-факто стандартом для следующего поколения звука в кино, так как ведущие режиссеры, киностудии и кинотеатры делают выбор в пользу этого решения. Так как именно Dolby Atmos реализует возможности за пределами всего доступного на сегодняшний день, снимая ограничения для создания погружающего и очень реалистичного звука, которого невозможно было достичь в более ранних технологиях.

Dolby Atmos создал новые функции и инструменты, улучшающие сведение, распространения и показа фильмов. Dolby Atmos делает гибкими и мощными динамические звуковые эффекты, а также представляет возможность располагать звуки прямо над зрителями. Это позволят размещать отдельные звуки внутри общей звуковой сцены, независимо от конфигурации воспроизводящих динамиков. Теперь звук может появляться из любой точки кинозала, создавая глубокую и реалистичную картину происходящего.

Новейший кинотеатральный процессор Dolby Atmos, позволяющий одновременно обрабатывать до 128 отдельных звуковых объектов, каждый из которых может быть расположен в любом месте трехмерного пространства зала, адаптирует звук под конкретный зал, где он воспроизводится, учитывая все его особенности. И нарисовавший в студии звуковую карту режиссер, может быть уверен, что все его идеи будут воспроизведены в кинотеатре так, как они были задуманы.

Система воспроизведения Dolby Atmos была разработана для бесперебойной интеграции с существующими кинотеатральными цифровыми системами и контентом. Кинотеатральный процессор Dolby Atmos является, как для декодера Dolby Atmos, так и многоканальным звуковым процессором для всего кинозала. Чтобы выполнить эти две функции, как для Dolby Atmos, так и для традиционного киноматериала, процессор обнаруживает и плавно переключается между Dolby Atmos и традиционным звуком. Для обеспечения плавного переключения, процессор воспроизведения ищет сигнал синхронизации, всторенный в основной звуковой сигнал DCP. Если этот сигнал обнаружен, данные Dolby Atmos присутствуют и синхронность обеспечена, процессор будет воспроизводить Dolby Atmos. Если сигнал синхронизации отсутствует, то система переключится на воспроизведение обычного звука. Этот метод позволяет системе автоматически переключаться на обычный звук без вмешательства человека. Поскольку изображение, основной звук и звук Dolby Atmos требуют синхронизации еще до начала их воспроизведения, использования такого метода гарантирует синхронность воспроизведения всех трех элементов.

Трек Dolby Atmos размещается в виде отдельного MXF фала внутри DCP пакета. Этот трек храниться в DCP независимо от основного аудиотрека, чтобы обеспечить совместимость со всеми системами воспроизведения. Файл Dolby Atmos содержит покадровые элементы, где каждый элемент кадра совпадает с кадром изображения. Каждый кадр содержит всю необходимую информацию о звуке и метаданных, чтобы создать один звуковой кадр.

С Dolby Atmos зрители могут наслаждаться совершенно новым, окутывающим звуком, который наиболее широко раскрывает истории, рассказываемые на экране.

Звук с потолка в Dolby Atmos на примере акустики Heco AM 200 / Stereo.ru

Для начала напомним, что же такое новый формат многоканального звука Dolby Atmos вообще. Если вкратце, то основное преимущество стандарта в том, что технология базируется не на каналах, а на аудиообъектах. Фактически на тех одушевленных и неодушевленных источниках звука, которые находятся в сцене фильма. Звукорежиссеры при микшировании в Atmos решают, где расположить источник, и как он будет перемещаться в пространстве и времени. Не нужно заранее создавать микс, в котором совмещать громкость каналов, звукорежиссер только чертит «схему движений». Позже, когда дорожки добираются до места своего воспроизведения, Atmos-процессор сам распределяет источники звука согласно полученной «схеме». Система рассчитает, в какой колонке/колонках и с какой громкостью конкретно в вашем домашнем кинотеатре должен звучать данный объект. В стандарте заложена возможность обрабатывать до 128 независимых объектов одновременно на 64 колонках. Подробней о формате читайте в статье «Что такое Dolby Atmos, или Многоканальный звук без каналов».

Одно из важнейших преимуществ Dolby Atmos для домашних кинотеатров — не нужно полностью переоснащать систему. Нужно лишь докупить процессор или AV-ресивер, провести необходимую калибровку и дополнить акустику потолочными каналами.

Потолочный вопрос

О вертикальной локализации заговорили впервые с внедрением стандарта окружающего звука формата 9.1 и Dolby Pro Logic IIz в 2009 году, когда появились «передние высотные» каналы (front height left & right). Дополнительные динамики размещались на высоте пары метров от стандартных фронтальных каналов. Это позволило усилить впечатления, путем создания дополнительного измерения в сцене — вертикального. Т.е. стало возможным задать высоту объекта, например, чтобы шаги звучали внизу (в обычной плоскости), а голос человека чуть выше. В западной прессе даже проскальзывала фраза «voice of God», намекая на специфику звука в церквях, где за счет высокого купола создается впечатление, что голос ниспадает свыше. Однако проблема этого формата заключалась в том, что реального звука сверху не получалось, особенно если зал большой. Вместо разделения и вертикали легко было получить размытую звуковую сцену. Поэтому Dolby пошла дальше и переместила колонки полностью на потолок.

Рекомендованная Dolby схема установки акустики в 7.1-канальном домашнем кинотеатре

Другими словами, данные каналы никуда не делись: их решили переместить на потолок, и в спецификации Dolby Atmos уже четко говорится, что дополнительные каналы должны излучать конкретно сверху. Потолочные динамики стали неотъемлемой чертой самых новых многоканальных систем, когда речь заходит о многоканальных домашних кинотеатрах с конфигурацией 9.2, 11.2 и больше.

Зачем нужен потолочный звук в принципе? Как и все прочие динамики, они способствуют более подробной звуковой картине при просмотре кино, причем задают не только положение объекта, но и помогают правильно воссоздать его размер. Одним из главных преимуществ Dolby Atmos инженеры называют не столько само положение предмета в сцене, но и возможность лучше определить его величину, так чтобы муха была определенно меньше вертолета. Включите прямо сейчас любой фильм на традиционной ДК-системе и задумайтесь, насколько сложно определить габариты объекта, если вы закроете глаза. Эта проблема решается, в том числе, и дополнительными «верхними» каналами.

Рекомендованная Dolby схема установки потолочных динамиков (подробные данные смотрите на сайте в гиде по установке Atmos-систем, eng, PDF)

Но если в коммерческих кинотеатрах мы говорим о 6-8 динамиках, то в домашних условиях зачастую можно обойтись всего парой. Но это не отменяет проблем и массы недостатков потолочной акустики: требуется штробить каналы в потолке и стенах для акустических кабелей, подобно прокладке электрической сети; выбирать открытый или закрытый корпус. Открытые, например, резонируют из-за внутреннего пространства навесного потолка, которое гораздо больше объема, чем требуется (поэтому нужно заполнять пространство специальными звукоизоляционными материалами). «Потолочники» в закрытом корпусе при отсутствии подобных недостатков также требуют перепланировки из-за прокладки тех же кабелей. Наконец, такие динамики можно разместить далеко не в каждом помещении. Поэтому и возникла потребность в компромиссном решении.

Схема из технического руководства к акустике Heco AM 200. По ней видно, что нужно внимательно отнестись к расстановке систем, учитывать угол отражения

Такой технологией стали акустические системы отраженного звука, специально разработанные для полноценной замены колонки потолочной акустики. Для них не придется штробить стены и менять конфигурацию потолка: они вообще никаких строительно-монтажных работ не требуют. Они просто ставятся на уже имеющиеся напольные или полочные колонки, а их драйверы направлены под углом в потолок.

Heco AM 200: с потолка, но не на потолке

Пример такой акустики — Heco AM 200 Top-Firing. Модель выполнена в отдельном корпусе, она изготовлена в соответствии со стандартами Dolby Atmos и сертифицирована Dolby Laboratories, Inc. Естественно, колонка легко дополнит уже существующие системы.

Atmos-акустика Heco AM 200 в белой лаковой отделке

Акустика исповедует принцип «излучение вверх»: у нее строго заданная диаграмма направленности (под некоторым углом к горизонтальной плоскости), создающая верхние каналы Dolby Atmos за счет отражения от потолка. Колонка может быть скомбинирована с акустикой как самой компании Heco, так и других производителей. Конечно главное тут — больше нет необходимости монтировать потолочные системы. Важно знать, что это не уникальное изобретение Heco, а вполне себе рекомендованное самой Dolby решение для домашних кинотеатров. Пока для нас такие колонки смотрятся необычно, мы еще только осознаем тот факт, что подобные решения — необходимость для хорошего ДК в ближайшие годы.

Atmos-акустика Heco AM 200 в черной лаковой отделке

Отметим, что конструкция корпуса Heco AM 200 довольно непростая, ведь сама по себе форма нетипична, т.е. имеет одну наклонную стенку. Акустика оснащена качественным и мощным 125-мм коаксиальным НЧ/СЧ-динамиком, разработанным специально для модулей Atmos, с легким бумажным диффузором и мощной звуковой катушкой. За верхние частоты отвечает 20 мм твитер с шелковым куполом и акустическим эквалайзером. Корпус отделан лаком (доступны черный или белый цвет), есть декоративная решетка, сзади находятся крепления для установки на колонки.

Система на базе акустики Heco, включая Atmos-колонки AM 200

Кстати, отметим тот факт, что системы Atmos с колонкой, излучающей вверх, экспертами Denon в области аудио считаются более предпочтительными традиционным потолочным динамикам, даже именитых фирм и высокого класса. Связано это опять же с самой сутью Dolby Atmos: когда звук рассчитывается, исходя из конфигурации акустики в комнате.

Атмосфера

Если вы приняли решение обновить свой домашний кинотеатр или вообще многоканальную систему до стандарта Dolby Atmos, то без излучающих вверх динамиков не обойтись, иначе не будет всей той подробной окружающей со всех сторон сцены, ради которой, собственно, и затевался Dolby Atmos. Поэтому обратите внимание на такие решения, как Heco AM 200 — с помощью подобных небольших и недорогих колонок можно добавить в свой домашний кинотеатр новое измерение. Правда, все равно еще придется купить соответствующий ресивер…

Dolby Atmos и его друзья / Блог компании Аудиомания / Хабр

Фотография Christian Collins / CC

В 31-м выпуске подкаста «Звук» мы возвращаемся к теме домашнего кино вместе с Керимом Татевяном, экспертом в области проектирования систем домашнего кинотеатра.

[Подробнее о подкасте «Звук»] [Прослушать этот выпуск]

Другие выпуски подкаста

Алина: Начнем с новых интересных технологий. В статье, которая недавно вышла в блоге Аудиомании, была яркая фраза о том, что Dolby Atmos – это глоток воздуха в индустрии, где давно не было ничего нового. Действительно ли кинотеатральная индустрия или, может быть, индустрия звука для домашних кинотеатров находилась в стагнации какое-то время, пока не появился Atmos?

Керим: Верно. Именно так и можно сказать – это глоток свежего воздуха, потому что прошло уже около 30 лет с тех пор, как появились окружающие форматы. Мы все их знаем, эти форматы уже давно есть в кинотеатрах и много у кого дома в системах.

Суть их такова, что колонки расположены вокруг [слушателя]. В быту это и называется «звук вокруг». А теперь появилось новое измерение. Звук появился еще и сверху. То есть сейчас он действительно полностью окружает человека.

Мы живем в мире, в котором звук приходит отовсюду. А раньше в кинотеатрах он распространялся только в горизонтальной плоскости. Теперь в кинозале создается атмосфера, очень приближенная к живому звуку. Поэтому, конечно, это прорыв.

В течение почти 30 лет [а сфере звука для кинотеатров] наращивалось только количество каналов. В конце концов, эта тенденция пришла к логическому завершению: все поняли, что больше наращивать количество каналов нет смысла, потому что уже нет таких комнат, куда все это можно устанавливать.

Для домашних ресиверов максимальное количество каналов – 9. Несколько фильмов вышло в формате 9.1 или 9.2. Последняя из нашумевших премьер в таком формате – «Гладиатор». Можете представить, сколько лет назад это было.

Алина: Порядка 15 лет.

Керим: За это время звук становился более качественным в смысле его воспроизведения, росла разрядность. А в атмосферных проявлениях была стагнация. И вот Dolby… на самом деле, сразу несколько компаний выпустили новые [погружающие] форматы, которые добавили вертикальное измерение. Но Dolby сейчас лидируют на рынке, конечно. Они всех обогнали.

Принцип создания звуковой атмосферы отличается от того, что было раньше. Раньше это была дискретная система: звукорежиссер назначал, какой звук из какой колонки будет идти. Если фонограмма была записана в формате 5.1, ее оптимально было слушать на системе 5.1.

Dolby Atmos для кинозалов пишется из расчета, что там 64 колонки, для домашних кинотеатров их количество уменьшается, но само число колонок не принципиально. Там есть звуковые объекты. И не важно, сколько колонок сверху, звук, если самолет на экране взлетает слева снизу и пролетает направо над головой, все равно «пролетит» через то количество колонок, которое у вас есть. Процессор, встроенный в ресивер, пересчитает все нужным образом.

Алина: То есть, условно, звукорежиссер сейчас не говорит, откуда какой звук должен исходить, он оперирует каким-то более живым понятием?

Керим: Да, он просто назначает объектам, что звук появляется слева внизу и проходит через верх направо. Процессор сам все пересчитывает. Поэтому эти процессоры довольно мощные. Это стало возможно благодаря общему развитию всей микропроцессорной индустрии.

Алина: Какие еще интересные прорывные технологии наряду с Dolby Atmos сейчас появляются? На что еще стоит обратить внимание?

Керим: В звуке [кроме погружающих форматов] сейчас нет практически ничего… Эти форматы еще настолько новые – люди и о них толком не знают. Профессионалы рынка только начинают обращать на это внимание.

Честно говоря, я долго работаю в этой индустрии. Мы говорим об погружающих форматах уже пару лет, а вот таких проектов, как персональные кинозалы на Dolby Atmos, я с трудом вспомню, чтобы кто-то делал. Многие до сих пор предпочитают обычные конфигурации.

Тем не менее, как было написано в блоге Аудиомании, апгрейд существующих технологий до Dolby Atmos в принципе возможен, его надо предусматривать. Это будущее, от которого никуда не уйти.

Если у вас серьезная система, и вы не хотите, чтобы она со временем устарела, а денег, может быть, не хватает, или вы не понимаете, зачем вам в потолке колонки, то лучше все равно провода туда закинуть. Когда вы поймете, вам придется делать гораздо меньше, просто дырки просверлить, колонки вставить и поменять ресивер на современный.

Полный комплект для создания домашнего кинотеатра Onkyo HT-S5805 позволяет воспроизводить звук в Dolby Atmos, в конфигурации 5.1.2. Ресивер, входящий в комплект, оснащен выходом с поддержкой 4K Ultra HD

Алина: Интерес к кинотеатральной теме в целом как-то изменился за последние лет 10-15? Исходя из количества публикаций в популярной литературе, эта тема была на пике в 2000-е: было модно писать о домашних кинотеатрах, о них много рассказывали в каких-то дизайнерских передачах про обустройство дома, предусматривали эти вещи [при ремонте].

Потом количество информации стало уменьшаться. С точки зрения пользователей, насколько изменился и изменился ли вообще интерес к домашним кинотеатрам?

Керим: Я могу сказать, что сначала это был интерес, связанный с необходимостью насытить рынок. Рынок насыщался, он был дефицитный. У нас никогда не было систем домашних кинотеатров. И вот у людей стали появляться средства, помещения, которые можно было оборудовать под кинозалы. Конечно, это все массово стало освещаться в СМИ. Специальные журналы это широко освещали. И не специальные, как вы сказали.

Сейчас домашний кинотеатр стал явлением более или менее обыденным, люди уже привыкли. Это не делает никакого информационного повода. Кстати история с Dolby Atmos сильно подогрела интерес к кинотеатральной теме. Появилось, о чем писать. Про два дополнительных канала окружающего звучания писать неинтересно, естественно, а про целое новое звуковое изменение – намного интереснее.

Раньше была мода на кинотеатры, считалось, что если у человека есть дом, там должен быть кинозал. Галочку ставили, а потом люди туда не ходили и не смотрели кино, им это было не нужно. Но кинозал был. Сейчас стало меньше заказчиков кинозалов, но те, кто заказывают, подходят к этому осознанно. Они энтузиасты.

Требования у них растут. Кинотеатров стало делаться меньше, но стоят они дороже, и не просто за счет более дорогого оборудования, а за счет конструктива, акустической обработки, проектирования. Они становятся более приближенными к «большим» кинозалам.

Алина: Аудитория, может быть, немного изменилась количественно, но и качественно она тоже изменилась, и в лучшую сторону.

Керим: Да, конечно. Еще сейчас многие хотят у себя дома иметь окружающий звук, но не у всех есть место, чтобы расставить колонки. Поэтому топовые производители выпускают различные удобные для жизни устройства, например, саундбары.

Это устройство, которое объединяет в себе три колонки, и вам достаточно только добавить пару тыловых, или без них обойтись, и сабвуфер, и уже получить дополнительное качество звучания фильма.

Алина: Мы заговорили про звук в доме, квартире. Один из самых болезненных вопросов – звукоизоляция помещения, в котором располагается домашний кинотеатр. Есть ли какой-то минимум, например, для квартиры, который нужно предусмотреть?

Керим: Я сейчас не помню цифру в децибелах – насколько шум должен распространяться за пределы квартиры, но надо очень серьезно подойти к вопросу звукоизоляции в квартире. Потому что если вы устанавливаете у себя какую-то серьезную систему, то слушать вы ее все равно будете громко. Тихо кино никто не смотрит. Тихо кино смотрят только на телефоне в наушниках в метро. А так врубают всегда громко.

Соседи будут недовольны. Поэтому надо предусматривать объем работ по звукоизоляции. И лучше это делать на этапе ремонта. Придется, правда, пожертвовать какой-то частью площади, потому что это объемная конструкция – на несколько сантиметров по периметру комната уменьшится. С другой стороны, если это специальное помещение, это следует сделать.

Алина: Первым делом неплохо было бы посмотреть нормативы по звукоизоляции.

Керим: Да. Если вы сами делаете, то вы сами должны озаботиться. А инсталляторы, профессионалы, которые работают на рынке, знакомы со всеми этими нормативами.

Алина: Еще инсталлятор знает заранее, где какие должны быть провода и все эти вопросы предусмотрит.

Керим: Конечно, на этапе проектирования. Работа по инсталляции киносистемы, где бы она ни была, в гостиной или в отдельном помещении, требует, естественно, какого-то проекта. Без проекта все деградирует, можно получить не то, что хотел.

Алина: Первая задача человека, которому стала интересна эта тема, – озаботиться проектом.

Керим: Да. Когда мы говорим о каких-то серьезных системах, когда человек хочет получить какой-то определенный результат, конечно, необходимо проектирование.

Если мы говорим о том, что люди часто называют «домашним кинотеатром», – набор аппаратуры из одной коробки, – то, конечно, никакого проектирования не надо. В этом случае надо учесть простейшие вещи: чтобы «звук был вокруг», как мы говорим, чтобы телевизор не стоял напротив окна и не бликовал. А если мы говорим о персональном кинозале, конечно, должен быть архитектурный, инженерный проект.

Алина: По поводу наборов из коробки: если человек только заинтересовался темой домашнего кинотеатра и хорошего звука, насколько набор из коробки хороший вариант, чтобы начать?

Керим: Конечно, с чего-то надо начать. Естественно, это лучше, чем просто телевизор смотреть. Эффекты окружающего звучания будут передаваться на этом комплекте колонок. Вы окажетесь внутри какого-то действа, внутри сцены виртуальной. Другое дело – качество и требования. Но если вы хотите просто приобщиться к кино, именно с этого, скорее всего, надо начинать.

Алина: Может быть, лучше купить сразу минимальный комплект дорогой техники, и потом постепенно его наращивать? Или лучше сначала попробовать какой-то коробочный вариант, а потом обновлять его полностью?

Керим: Тут вопрос в том, насколько люди заинтересованы в этом. Если человек уже знает, что ему нужно, если ему нравится окружающее звучание в кино, тогда можно идти первым путем. Сначала приобрести качественные компоненты, потом их наращивать, если средств нет сразу на все.

Если же человек хочет просто приобщиться и понять, надо ему это или нет, тогда лучше сразу купить комплексную систему, чтобы сразу ощутить «окружение». А потом отвезти ее на дачу и, если вы поняли, что вам это нужно, купить что-то более дорогое, более качественное.

Алина: Есть ли в шоуруме Аудиомании место, куда можно прийти и послушать, как это звучит?

Керим: В Аудиомании подготовлены шоурумы, где можно совершенно разные системы прослушать. Есть экран и проектор. Можно собрать любые колонки любой конфигурации.

Комната прослушивания в салоне Аудиомания (Санкт-Петербург)

Алина: То есть человек, теоретически заинтересованный, может не просто в голове у себя представлять, как это будет, а прийти и послушать результат.

Керим: Естественно, да. Можно прийти и все послушать в салоне Аудиомании. Если вы живете в другом городе – у дилера, который продает домашние кинотеатры и электронику. Главное – понять самому, нужно это или нет.

Часто бывает так, что человек приходит в магазин. Долго он все равно там не сидит, послушает пару фрагментов – вроде нравится, купил. А дома уже думает: «А зачем мне это нужно?» И наступает разочарование. Чтобы этого не было, можно попробовать поэкспериментировать на какой-нибудь простой системе – «пожить» с ней. Не знаю, правильно ли это с маркетинговой точки зрения, но с бытовой, житейской, это правильнее.

Алина: То есть с кинотеатром надо сжиться сначала?

Керим: Конечно. Может быть, вам это и не нужно. Знаете, есть много людей, которые вообще никакого кинотеатра не имеют, смотрят себе на ноутбуке кино и счастливы.

Алина: Есть другой вариант, когда человек думает, что ему нужен кинотеатр, он видит его как атрибут своей более качественной жизни, а потом выясняется, что ему некогда кино смотреть.

Керим: Верно. Есть годами не включаемые системы. Мне знакомые инсталляторы рассказывали, что их вызывают на объекты и говорят: «Включили, и не работает». Инсталлятор заходит в аппаратную, а там слой пыли толщиной с палец. Он спрашивает, когда последний раз включали, а ему отвечают: «Вот ты и включал, когда устанавливал».

То есть люди ни разу там не были за 3 года, может быть. Это то, что встречалось раньше, когда кинозалы делали «ради галочки». А так, конечно, прежде чем инвестировать значительные средства, надо попробовать на себе. Потому что если стремиться к кинозалу, надо говорить и об экране, проекторе, большой диагонали телевизора. Это значительные инвестиции. Поэтому лучше начать с бюджетного варианта.

Алина: И вообще важно понять, насколько в стиль жизни конкретного человека вписывается кинотеатр и этот вид досуга в целом.

Керим: Да. Хорошо, что техника сейчас позволяет практически в любой комнате устроить домашний кинотеатр, многоканальный звук. Я смотрел на американский проект: человек сделал кинозал у себя в спальне. У него там скрытый проектор установлен, экран выдвигающийся. Он лежит и смотрит кино. Вся акустика встроена, ничего не отвлекает ото сна. По виду это обычная спальня. Тем не менее, в ней многоканальный звук.

Экран для проектора Digis Electra

Алина: Когда мы подготавливали один из материалов про звук в целом, нам попалась достаточно интересная дискуссия о философии прослушивания музыки или просмотра кинофильма именно в спальне. Это совершенно другой опыт по сравнению, например, с гостиной.

Теперь вопрос по поводу такой «незвуковой» составляющей кинотеатра, как экран. Понятно, что нужно, чтобы экран не отсвечивал, чтобы он находился где-то, где будет достаточно темно, чтобы картинка была яркой. Учитывая, что у нас в России летом солнце светит довольно долго, как лучше сделать так, чтобы летом при дневном свете можно было качественно просматривать кинофильмы?

Керим: Отсвечивают экраны у телевизоров. Телевизор лучше не ставить напротив окна, чтобы не отражалось в нем то, что происходит в окне, потому что поверхности телевизионных дисплеев глянцевые. Если нет такой возможности, а кино хочется посмотреть именно на телевизоре, тогда надо придумать какое-то затемнение, не такое значительное, как с проектором, но все равно.

Естественно, нужно опускать и задергивать шторы при просмотре кино, чтобы не было бликов. Блики раздражают. Они мешают наслаждаться яркостью, контрастностью телевизора. В случае с экраном и проектором, речь идет о серьезном затемнении, потому что внешний свет сильно воздействует на луч проектора. Этого надо избегать.

Алина: То есть изменяется сама проецируемая картинка?

Керим: Да. Она становится менее яркой, и вы не получаете в полной мере того, что хотели бы получить. При использовании проектора это самое важное. Надо затемнять.

Алина: Нужно озаботиться каким-то затемнением. Это не обязательно должны быть какие-то специальные системы?

Керим: Есть шторы, есть рулонные шторы, есть специальные шторы для блэкаутов, которые по направляющим опускаются так, что вообще никаких щелей не остается. Если средства позволяют, удобно делать это моторизованным образом, чтобы шторы опускались с пульта. Есть задергивающиеся шторы со специальной подложкой, которая свет не пропускает.

Алина: Со шторами разобрались. Интересно теперь перейти от оборудования и технической части вопроса к контенту. Насколько часто люди, которые покупают кинотеатры, приобретают их не для кино, а для просмотра массовых спортивных мероприятий? Отличаются ли пожелания таких людей?

Керим: Пожелания отличаются. Тут вопрос в форматах экрана. Формат, к которому мы привыкли – 16:9, на нем ведутся телетрансляции. Если люди чаще будут смотреть телевизионные программы, чем кино, есть смысл использовать такой экран в качестве основного. Если человек хочет смотреть кино, ему нужно покупать другой экран, кинотеатрального формата, соотношение 2,35:1.

Алина: То есть разные размеры экранов отвечают за их назначение.

Керим: Да. Фильмы снимаются в широком формате. Телевизионные программы – в формате, более нам привычном, более «вытянутом» вверх.

Алина: Тогда еще один пунктик для тех, кто хочет задуматься о просмотре видео с эффектом домашнего кинотеатра, – понять, какой контент вы предпочитаете: телевизионные передачи или кино.

Керим: В принципе, люди хотят получить, конечно, универсальную систему и используют в качестве источника либо сервер, который воспроизводит контент в высоком разрешении с файла, либо Blu-Ray-плеер, который воспроизводит Blu-Ray-диски.

При этом обычно присутствует и телевизионная приставка, которая позволяет воспроизводить телевидение высокой четкости. Редко бывает, когда пользователи говорят, что им не нужно смотреть телевидение.

Алина: Есть ли сейчас распространенные альтернативы Blu-Ray-дискам? Или пока это единственный наиболее качественный вариант формата для домашнего кино?

Керим: Существуют еще трансляции в высоком разрешении. Но в России их нет. Есть телевидение высокой четкости, оно в стандартном высоком разрешении, а супервысокой четкости – нет.

Алина: Поэтому пока смотрим на Blu-Ray-диски и на то, что на них выходит.

Керим: Blu-Ray-дисков тоже немного, а с русскоязычным контентом и вовсе их нет. Я имею в виду формат 4K.

Алина: Как тогда поступают киноманы?

Керим: Киноманы ждут, пока такие диски начнут выпускаться. Дело в том, что на Западе формат 4K уже активно используется. В Японии Олимпийские игры 2020 года будут транслироваться в 8K-разрешении.

Алина: Я, честно говоря, даже не представляю, насколько это будет отличаться.

Керим: Это для того, чтобы можно было увеличить размер экрана. Формат 8K будут транслировать какие-то мегаэкраны.

Алина: В обычных условиях человек сидит достаточно близко от экрана, он не может настолько далеко отодвинуться, чтобы понять всю прелесть такого разрешения.

Керим: Российские киноманы точно так же, как и везде, используют Blu-Ray-диски. Часто для того, чтобы продемонстрировать возможности системы, используются недублированные фонограммы. Вы можете прийти в шоурум, а там только иностранные диски. На них лучше звук, а часто лучше и изображение. Для того, чтобы понять потенциал аппаратуры, которую вы покупаете, это правильный подход.

С другой стороны, даже качество на Blu-Ray-дисках отечественного производства значительно выше, чем было на DVD-дисках. Это видно.

Алина: Тем не менее, оно может отличаться в худшую сторону от оригинального недублированного Blu-Ray-диска. Получается, чтобы полностью раскрыть потенциал системы, человеку, в общем-то, придется привыкать к англоязычной речи, к оригинальному кино.

Керим: Многое в России сейчас выходит в высоком качестве. И отечественные фильмы выходят и записываются в том же Dolby Atmos –«Экипаж», фильм Федора Бондарчука «Призрак». Есть качественный контент, лицензионный. Смотреть его намного приятнее, чем старые DVD-диски. Так что все затраты на современные технологии оправданы.

Сетевой проигрыватель Denon DNP-730

Алина: Главное – обращать внимание и на оригинальные фильмы, которые производятся в той стране, в которой вы живете.

Керим: Да. В основном люди покупают и смотрят кино на русском языке. Это раньше, когда смотрели VHS-кассеты, были мини-диски с дублированной дорожкой, которую надо было синхронизировать. Все это было частью системы. Был минидиск-плеер, на нем была русскоязычная дорожка, каким-то образом синхронизированная с VHS.

Сейчас все по-другому. Качество [даже дублированного контента] все равно очень высокое. Если люди скептически к этому относятся, надо просто идти к ближайшему дилеру, который торгует домашними кинотеатрами, и попросить поставить какой-нибудь фильм, чтобы увидеть, насколько качественна эта картинка. Многие не представляют себе, насколько она хороша.

Эти технологии продолжат развиваться. Еще развивается направление по улучшению контрастности и цветопередачи, HDR (High Dynamic Range) – это тот самый формат фото на iPhone. Сейчас существует и видео в таком формате. А он [формат] не на аппаратном уровне «апгрейдится», а за счет обновления прошивок. Это хорошо.

Алина: Как это получить? Тоже нужно что-то докупать?

Керим: Это новинка. До нас она пока не дошла.

Алина: Непонятно, как это апгрейдить прямо сейчас.

Керим: Производители анонсируют, что появилась прошивка. Телевизоры сейчас к интернету подключены, может, они сами вам «письмо пришлют», что надо ее скачать.

Алина: Примерно, как операционная система в телефоне. Получается, это обновление можно просто скачать и установить, не меняя телевизор.

Керим: Совершенно верно.

Наши посты по теме:

Пять музыкальных клипов для демонстрации системы Dolby Atmos [перевод] / Stereo.ru

Хорошая демонстрация AV-оборудования способна произвести на человека огромное впечатление. С появлением иммерсивного аудио у продавцов появилась возможность делать еще более эффектные демо. Однако большое количество колонок — это уже не просто роскошь, а необходимое условие для создания правильного звукового поля, которое подразумевают иммерсивные форматы.

Ричард Фэйрбразер (Richard Fairbrother) из компании Bitstream Media объясняет, что любая демонстрация оборудования в его фирме обязательно заканчивается прослушиванием полноценной многоканальной инсталляции. Будь это потенциальный клиент или просто случайный посетитель, Ричард и его компания всегда начинают с традиционной двухканальной системы, затем переходят к объемному звуку 7.1 и, наконец, устраивают иммерсивное демо формата 15.1.8. Фэйрбразер отмечает, что возможности демонстрационных показов растут вместе с самой индустрией: на рынке появляются новые продвинутые устройства, количество колонок увеличивается, технологии развиваются.

Компания Bitstream Media всегда старается угодить клиенту и произвести впечатление, поэтому сотрудники тщательно подходят к выбору контента для демо-показов. Если говорить именно об иммерсивном звуке, то у фирмы есть несколько любимых роликов для демонстраций.

«Бегущий по лезвию 2049» — сцена с пчелами

Источник: Kaleidescape Strato

Глава 14/22 (1:41:54)

Если у вас всего 30 секунд, чтобы передать суть высотных каналов, то Фэйрбразер рекомендует использовать именно эту сцену из фильма. Эта тихая сцена с басами на фоне практически идеально выполняет свою задачу. «Сцена с ульями прекрасно продемонстрирует возможности Atmos-звука, — утверждает Фэйрбразер. — У нас были случаи, когда люди даже начинали непроизвольно отмахиваться от пчел. В общем, клиенты сразу увидят все преимущества высотных каналов».

«Малыш на драйве» — вступительная сцена с погоней и музыкой

Источник: Kaleidescape Strato

Этот демо-клип долгий, но зато там есть все от рева мотора и скрежета шин до выстрелов и музыки. Кроме того, сцена получилась совсем нескучной. Кстати, Фэйрбразер обращает внимание на тот факт, что периодически аудиосистема имитирует то, что слышит сам Малыш, вставляя наушники, чтобы избавиться от шума в ушах.

«Богемская рапсодия» — «We are the Champions»

Источник: UHD Blu-ray

Глава: 8/9

Ролик начинается с того, как Рами Малек (Фредди Меркьюри) сидит за фортепиано и приступает к исполнению второй части песни «We are the Champions». Его пение постепенно подхватывает толпа фанатов. Громкость медленно нарастает, и сцена превращается в невероятную волну энергии, распространяющуюся по стадиону и кинозалу. Любой слушатель способен уловить эмоциональность этой музыки. Звук в формате Dolby Atmos создаст настоящую стадионную атмосферу.

Imagine Dragons — «Radioactive»

Источник: Kaleidescape Strato

Песня: «Radioactive»

Фэйрбразер считает, что этот трек, нравится вам он или нет, обладает просто взрывной силой с точки зрения звукорежиссуры. Музыка, вокал, эффекты — люди наслаждаются всем этим, когда слушают песню через Atmos-систему. Кстати, Фэйрбразер предупреждает, что посетителям придется объяснять, откуда берутся реверберации, так как многие начинают думать, что дело в помещении. «Не беспокойтесь, так записан трек. Хорошая система превратит любой ДК в концертную площадку», — говорит Фэйрбразер.

Ханс Циммер: Live in Prague — «Now we are Free»

Источник: Kaleidescape Strato

Песня: «Now we are Free»

Компания Bitstream Media, по словам ее главы, чаще всего заканчивает демонстрационные сессии именно этой композицией. Трек заставляет сфокусироваться на красивом вокале Зарины Расселл (Czarina Russel) и в то же время дает слушателю отдохнуть от всего предыдущего контента.

Фэйрбразер обращает внимание на способность этой композиции показать возможности СЧ-излучателей. Трек хорош и своей концовкой: постепенно затухающий звук, переходящий в аплодисменты.

Оригинал: 5 Dolby Atmos Scenes and Music Videos to Demo for Clients

Что такое Dolby Atmos? | Журнал LG

Что такое Dolby Atmos?

Dolby Atmos — это новый тип объемного звука от известных пионеров аудио. Звук освобождается от традиционных каналов для создания звука, который обтекает вас в трехмерном пространстве.

Вы найдете технологию Dolby Atmos в кинотеатрах и голливудском контенте, а также дома на телевизорах, чтобы наслаждаться разнообразным контентом от Amazon Prime Video, Netflix, Sky и Apple TV.В нашем руководстве объясняется все, что вам нужно знать о звуке Dolby Atmos.

Чем отличается Dolby Atmos?

Традиционный объемный звук работает путем разделения звука на каналы и передачи определенных звуков на каждый динамик. В кинотеатрах это доставляется уже много лет.

Стереозвук изначально передавался только по двум каналам, до объемный звук увеличил его до пяти каналов, размещенных по комнате.Dolby увидела будущее объемного звука за пределами канального звука.

«Dolby Atmos был разработан, чтобы максимально использовать все возможности имеющегося у вас оборудования», — говорит Роб Франс, руководитель отдела разработки домашнего контента в Dolby. «Телевизор с Dolby Atmos будет звучать значительно лучше, чем обычный стереотелевизор — он даст вам гораздо более захватывающий звуковой эффект, исходящий только из этих двух динамиков».

Узнайте больше от Роба Франса в нашем интервью о Dolby Atmos.

Проблемы с традиционным объемным звуком

  • Звук ограничен количеством каналов в вашей акустической системе
  • Звук может быть доставлен только в небольшом количестве мест в вашей комнате
  • Качество звука варьируется как в звуковом миксе приоритет отдается разным динамикам

Почему выбирают Dolby Atmos?

Dolby Atmos освобождает звук из ограничивающих каналов, о которых мы уже говорили.Отдельно от этого, звук может свободно перемещаться в пространстве — как пузыри, плавающие в воздухе. Есть два основных преимущества звука Dolby Atmos:

  • Звук сверху с потолочными динамиками
  • Объектно-ориентированный звук с точным управлением

Dolby Atmos в кинотеатре — звук сверху

Один из основных Преимущества Dolby Atmos — это возможность размещать звук в любом месте комнаты — даже над головой. Ультрасовременные кинотеатры оборудованы потолочными динамиками , которые достоверно воссоздают звук…

  • Жужжание лопастей вертолета
  • Грохот грома
  • Визг автомобильных шин

Звук над головой не возникает сразу место.Он движется так же, как и в реальной жизни — представьте , истребитель, проносящийся по небу , или то, как гром распространяется и перекликается.

«Один из моих любимых — Gravity — один из первых фильмов, микшированных в формате Dolby Atmos», — добавляет Роб. «То, как вы слышите Сандру Буллок из разных частей космической сцены, которую они пытаются установить, я думаю, это очень хорошо передает реальные возможности системы Dolby Atmos».

Объектно-ориентированный звук — звук с высокой точностью

Режиссеры и режиссеры имеют беспрецедентный контроль над звуком в своих фильмах и телешоу с Dolby Atmos.

Отдельные колонки, установленные вокруг кинотеатра — в стенах и потолке — могут быть изолированы с направлением на них точных звуков . Режиссеры могут создавать более подробный и нюансированный звук несколькими способами:

  • Размещение отдельных звуков именно там, где они хотят
  • Громкость отдельных звуков можно точно контролировать
  • Звук можно сделать большим, например взрыв, или небольшой, как падение булавки

«Dolby Atmos дает создателям контента гораздо больше гибкости», — говорит Роб.«Если они хотят показать эту спокойную и тихую сцену с небольшими фрагментами и моментами, они могут это сделать. Но если они хотят устроить большие взрывы, это тоже сработает ».

Узнайте больше о Dolby Atmos в кинотеатре

Dolby Atmos для дома

Компания Dolby имеет давнюю традицию внедрения самых инновационных технологий в ваш телевизор. Эта тенденция продолжается и в домашнем кинотеатре Dolby Atmos.

Телевизоры Dolby Atmos

Телевизоры OLED и NanoCell разработаны для воспроизведения контента, созданного в Dolby Atmos.Аудиогигант использует свое глубокое понимание человеческого восприятия звука для воссоздания ощущений от накладных громкоговорителей и точного звука дома.

Как работает Dolby Atmos TV?

  • Телевизор кодирует аудиосигнал в записанном контенте Dolby Atmos.
  • Создает виртуализированный объемный звук с помощью динамиков вашего телевизора.
  • Кажется, будто звук идет с боков и по центру телевизора.

Некоторые телевизоры имеют встроенную переднюю панель. включение динамиков для проецирования звука Atmos в комнату.

«Телевизор с Dolby Atmos будет звучать значительно лучше, чем обычный стереотелевизор», — говорит Роб. «Но добавление звуковой панели к телевизору Dolby Atmos выводит его на новый уровень».

Саундбары Dolby Atmos — непревзойденные впечатления

Наслаждайтесь ли вы следующим большим событием на Netflix или последним боевиком-блокбастером, лучший способ испытать Dolby Atmos дома — это соединить телевизор со звуковой панелью Atmos.

Эти звуковые панели оптимизированы, чтобы максимально использовать контент Dolby Atmos, воссоздавая кинематографический звук, который течет вокруг вас.

«Одним из ключевых отличий Dolby Atmos является его способность воспроизводить трехмерный звук, — говорит Роб. «Ключевые элементы в том, чтобы дать нам больше высоты и эффект (звука), исходящего сверху».

Какая звуковая панель Dolby Atmos самая лучшая?

Звуковые панели различаются по мощности и размеру. В моделях премиум-класса внутри больше динамиков, и они обладают повышенной мощностью. Есть две основные категории звуковых панелей Dolby Atmos, но более мощные из них обеспечивают лучший звук.

Они делают это путем добавления двух динамиков , направленных вверх, которые отражают звук от потолка и обратно в комнату.Это создает полное ощущение реалистичного звука над головой и вокруг вас.

«Лучший способ испытать Dolby Atmos дома — это найти тот, который соответствует вашему образу жизни и окружающей среде», — объясняет Роб.

«Некоторые звуковые панели используют способность отражать звук от потолка с дополнительными динамиками, которые направляют звук до потолка.

«Это дает убедительное ощущение тех звуков над головой, которые создатели контента решили расположить над головой, как вертолет, летящий над головой в боевике.”

Не все звуковые панели Atmos оснащены двумя дополнительными динамиками. Чуть менее мощные модели по-прежнему выигрывают от точного размещения звука для создания эффекта звука над вами и вокруг вас.

Все, что вам нужно знать о звуковых панелях

Начало работы с Dolby Atmos

Новейшие телевизоры и звуковые панели LG оптимизированы для Dolby Atmos — благодаря технологии, включающей динамики, направленные вверх.

Откройте для себя звуковые панели LG Dolby Atmos и телевизоры Dolby Atmos уже сегодня.

.

Dolby Atmos: входы, выходы и звуки объектно-ориентированной системы объемного звучания

Dolby Atmos сейчас повсюду, от лучших звуковых панелей до новейшей интеллектуальной колонки Amazon, Amazon Echo Studio.

И хотя вокруг формата Dolby Atmos много ажиотажа, его все еще немного сложно осознать (и уши!).

Подробнее: Yamaha RX-A880

Вкратце, Dolby Atmos — это новый аудиоформат, позволяющий слышать звук в виде пузыря на 360 градусов.Благодаря своей объектно-ориентированной аудиотехнике и динамикам, направленным вверх или вниз, Atmos меняет способ настройки домашних кинотеатров и, что более важно, то, как звук распределяется в комнате.

В прошлом мы изучали, как Dolby Atmos — это будущее кинозвука, а также как эта технология поражает наши уши. Но мы никогда не садились за то, чтобы по-настоящему объяснить, что это за технология, почему она важна и, самое главное, как вы можете получить ее у себя дома. До нынешнего момента.

Основы: что такое Dolby Atmos?

Dolby Atmos — это новый аудиоформат, такой как стереозвук или объемный звук, который берет записанный звук из саундтрека фильма или видеоигры и выводит его более захватывающим образом.Dolby Atmos придает звуку более трехмерный эффект — представьте разницу между вертолетом, летящим в нескольких сотнях ярдов от вас, и звуком прямо над вашей головой.

Технология разрабатывается Dolby Laboratories, аудиокомпанией, специализирующейся на воспроизведении и кодировании звука. Вы, наверное, видели их логотип на коробках DVD или Blu-ray или на новейшем аудиооборудовании.

Микширование звука происходит в звуковых студиях, где звукорежиссеры берут звуковые эффекты в кино и перемещают их в цифровом виде в трехмерном пространстве.Когда вы воспроизводите фильм с помощью аудиоустройств с поддержкой Dolby Atmos, вы сможете услышать, как эффекты движутся вокруг вас, как и предполагали звукоинженеры.

Конечно, чтобы слушать Dolby Atmos, вам понадобится файл фильма или телешоу, совместимый с Dolby Atmos (можно найти в Netflix, а теперь и в iTunes), а также плеер с поддержкой Dolby Atmos и акустическая система с поддержкой Dolby Atmos. или звуковая панель.

Так как же Dolby планирует создать звуковой пузырь? Чтобы получить ответ на этот вопрос, все, что вам нужно сделать, это посмотреть вверх.

Dolby Atmos создает пузырь звука, отражая звуковые лучи от потолка, а затем в уши. Как вы понимаете, для этого потребуется немного калибровки и достаточно плоский потолок. Если у вас есть последнее и вы не против сделать первое, когда придет время, давайте продолжим.

Шаг 1. Поиск системы

Так как же получить Dolby Atmos? Первая часть — это получение правильного оборудования — аудиооборудования, поддерживающего Dolby Atmos, а также проигрывателя, совместимого с Dolby Atmos.

Конечно, если это звучит слишком сложно, вы всегда можете просто купить систему, которая объединяет оба: LG W7 OLED с поддержкой Dolby Atmos фантастичен со встроенной звуковой панелью 5.0.2, которую очень приятно принести звук, заполняющий всю комнату, всего за 6 999 долларов (6 999 фунтов или 13 499 австралийских долларов).

Если у вас нет 7000 долларов, прожигающих дыру в вашем кармане, есть много более дешевых точек входа — Xbox One S или Oppo UDP-203 4K Blu-ray-плеер, подключенный к звуковой панели LG SJ9. Хитрость.

Если вы предпочитаете просто расширить уже имеющуюся домашнюю систему, основные производители аудиосистемы, такие как Onkyo, Denon, Yamaha и Pioneer, производят аудиовизуальные ресиверы, способные обрабатывать аудиодорожки Dolby Atmos, с небольшими различиями для неспециалистов между средними уровнями. — более качественные модели.

Ключевым моментом здесь является то, что пока у вас есть контент Dolby Atmos, передаваемый через проигрыватель Dolby Atmos на пару динамиков Dolby Atmos, все готово.

Если вы все еще не уверены, с чего начать покупки продуктов Atmos, Dolby предлагает удобный каталог всех текущих продуктов, совместимых с Dolby Atmos.

Шаг 2. Поиск контента и его тестирование

Давайте включим систему и подключим ее к плееру с поддержкой Dolby Atmos (Xbox One или проигрывателю Blu-ray с поддержкой Dolby Atmos). Хорошая работа! Теперь все, что осталось найти, — это контент Dolby Atmos.

К счастью, эта задача становится легче с каждым днем. Лучший способ протестировать новую систему — использовать Netflix DeathNote, BLAME! или Okja (доступно как с Dolby Atmos, так и с Dolby Vision, версией HDR, улучшающей цвета и контрастность ваших любимых фильмов).

Как узнать, что он воспроизводится в Dolby Atmos? Найдите значок Atmos рядом с названием фильма.

.

Dolby Atmos Music: все, что вам нужно знать

Dolby Atmos Music стремится добавить совершенно новое измерение к восприятию музыки. Dolby объединилась с Universal для создания ремиксов тысяч треков известных исполнителей с использованием новой технологии Dolby Atmos Music, чтобы доказать, что Atmos не только для просмотра в домашних кинотеатрах.

Технология объектно-ориентированного звука Dolby, возможно, была разработана для объемного звука в кинотеатрах, а затем и в домашних условиях, но с тех пор она распространилась на планшеты и смартфоны — и теперь она попадает в музыку; музыка, которая является популярной и доступна на все большем числе устройств с поддержкой Atmos.

Прочтите все, что вам нужно знать …

Что такое Dolby Atmos Music?

(Изображение предоставлено Dolby)

Проще говоря, это способ создания ремиксов песен с использованием технологии Dolby Atmos.

Atmos — это объектно-ориентированная технология объемного звучания, которая зародилась в кинотеатрах, но с тех пор стала использоваться в домашних кинотеатрах по всему миру. Он отличается от стандартных конфигураций каналов 5.1 и 7.1 добавлением дополнительных каналов (например, с динамиками, установленными на потолке).Результат? Гораздо более захватывающий звук, создающий купол звука с аудиторией в центре.

Он намного точнее стандартного объемного звука. Благодаря новой калибровке звукорежиссеры могут точно размещать звуки в различных точках звуковой сцены, а не просто прокачивать их через выбранный аудиоканал. Это делает домашний кинотеатр более реалистичным и захватывающим.

Теперь то же самое и с музыкой.

Какая музыка Dolby Atmos Music доступна в настоящее время?

(Изображение предоставлено Parlophone)

Первый транш из 50 релизов включает в себя каталог 3D от Kraftwerk, Hans Zimmer’s Live в Праге и R.EM Automatic For The People (издание к 25-летию). Есть также первый электронный альбом, специально написанный и спродюсированный для этого формата — Wolf пионером транса Мэттом Дэри.

Вы можете увидеть полный список этих выпусков на сайте Dolby.

Какая музыка выпускается в Dolby Atmos Music?

Но, несмотря на то, что ремиксы с использованием этой технологии были сделаны на данный момент только около 50 треков, мы можем ожидать, что это число значительно вырастет в ближайшем будущем.Dolby недавно объединилась с Universal Music Group (UMG), чтобы выпустить тысячи «новых песен, текущих хитов и легендарных треков» в Dolby Atmos, охватывающих широкий диапазон исполнителей и жанров. Dolby точно не сказал, какие треки выпускаются в Atmos Music, но мы, очевидно, можем ожидать работы от Bastille, The Beatles, Билли Эйлиш, Элтона Джона, Леди Гага, Лучано Паваротти, Марвина Гэя и The Weeknd.

Помимо создания ремиксов существующих песен, новые песни будут создаваться с использованием Dolby Atmos.По словам Долби, они охватят «хип-хоп, поп и рок, джаз и классическую музыку».

Несколько студий UMG теперь оснащены технологией микширования Dolby Atmos Music, в том числе Capitol Records Studios в Голливуде, Abbey Road Studios в Лондоне и Berry Hill Studios в Нэшвилле. Что поможет будущим мелодиям использовать эту технологию.

Компания Dolby разместила на YouTube серию видеороликов, в которых продюсеры рассказывают о работе с этой технологией. Выше вы можете увидеть тот, на котором изображен Deadmau5.Среди других — Метрик, Керри Чандлер, Hospital Records, Solarstone и Yousef.

Недавно объявленный тарифный план потоковой передачи музыки Amazon Music HD станет серьезным выходом для Dolby Music, который, как ожидается, предоставит подписчикам доступ к растущей библиотеке музыки, смешанной с Atmos.

На каких устройствах работает Dolby Atmos Music?

(Изображение предоставлено: Future)

Дорожки Dolby Atmos Music должны работать на любом устройстве, поддерживающем Dolby Atmos. Сюда входят домашние кинотеатры, ноутбуки и даже планшеты и смартфоны.Конечно, вы получите гораздо более впечатляющее звучание из домашнего кинотеатра через смартфон. Но если вы в пути, вы обязательно должны заметить отличие от смартфона с поддержкой Atmos.

Заголовок новостей заключается в том, что только что анонсированная интеллектуальная колонка Amazon Echo Studio вместе с Amazon Music HD также работает на базе Dolby Atmos, что делает их первой интеллектуальной колонкой и потоковым сервисом, способным обеспечить «захватывающий музыкальный опыт».

Итак, какие другие устройства могут работать с Dolby Atmos?

Как уже упоминалось, все iPhone 11, 11 Pro и 11 Pro Max имеют Dolby Atmos.Другие мобильные устройства включают OnePlus 7 Pro, Nokia 6, Samsung Galaxy S10, Sony Xperia 1 и Amazon Fire HDX 8.9.

Что касается домашнего кинотеатра, то большинство AV-ресиверов, выпущенных за последние пару лет, совместимы с Atmos, в том числе и бюджетные. Pioneer был первым, кто выпустил пакет динамиков Atmos, за ним последовали беспроводные системы S-Series Klipsch, Focal, Jamo и Damson.

Также не нужно сверлить отверстия в потолке для установки потолочных динамиков.Вместо этого выделенная система Atmos может включать в себя направленные вверх драйверы на передних динамиках. Они издают звук, который отражается от потолка, создавая эффект, аналогичный потолочному динамику.

Акустические модули с поддержкой Atmos также доступны — при размещении поверх существующих динамиков они передают звук Atmos от совместимого ресивера.

Примеры включают Q50a и R8a от KEF, а также модели от Elipson, Tangent и Eltax.

Если вам не нужна полноценная система объемного звучания, вы можете вместо этого выбрать звуковую панель Dolby Atmos, такую ​​как Sony HT-ST5000 или Sennheiser Ambeo.

Большинство современных телевизоров высокого класса поддерживают Atmos. Однако будьте осторожны, вы не получите такого же эффекта, как от пакета динамиков.

Что касается проигрывателей Blu-ray, Dolby говорит, что если ваш проигрыватель соответствует последним спецификациям и может выводить аудиосигнал битового потока для декодирования на ваш AV-ресивер, он должен без проблем воспроизводить музыку Atmos.

БОЛЬШЕ: За кулисами с Dolby Atmos в Министерстве звука

.

атмосфера | Определение, слои и факты

Атмосфера , газовая и аэрозольная оболочка, которая простирается от океана, суши и покрытой льдом поверхности планеты в космос. Плотность атмосферы уменьшается наружу, потому что гравитационное притяжение планеты, которое притягивает газы и аэрозоли (микроскопические взвешенные частицы пыли, сажи, дыма или химикатов) внутрь, больше всего близко к поверхности. Атмосферы некоторых планетных тел, таких как Меркурий, практически отсутствуют, так как изначальная атмосфера избежала относительно низкого гравитационного притяжения планеты и была выпущена в космос.Другие планеты, такие как Венера, Земля, Марс и внешние планеты-гиганты Солнечной системы, сохранили атмосферу. Кроме того, атмосфера Земли может содержать воду в каждой из трех фаз (твердой, жидкой и газовой), что имеет важное значение для развития жизни на планете.

перистые перистые облака над провинциальным парком плотины Пинава Атмосферы планет солнечной системы состоят из различных газов, твердых частиц и жидкостей. Они также являются динамическими местами, которые перераспределяют тепло и другие формы энергии.На Земле атмосфера обеспечивает жизненно важные ингредиенты. Здесь перистые перистые облака плывут по глубокому синему небу над провинциальным парком Пинава-Дам, недалеко от Пинавы, Манитоба, Канада. © Кушниров Авраам / Dreamstime.com

Британская викторина

Как работает Земля: викторина

Какое световое явление в верхних слоях атмосферы Земли происходит главным образом в высоких широтах и ​​принимает различные формы, включая светящиеся завесы, дуги, полосы и пятна?

Эволюция современной атмосферы Земли до конца не изучена.Считается, что нынешняя атмосфера возникла в результате постепенного высвобождения газов как изнутри планеты, так и в результате метаболической активности форм жизни, в отличие от изначальной атмосферы, которая образовалась за счет выделения газов во время первоначального формирования планеты. . Текущие выбросы вулканических газов включают водяной пар (H 2 O), диоксид углерода (CO 2 ), диоксид серы (SO 2 ), сероводород (H 2 S), оксид углерода (CO), хлор. (Cl), фтор (F) и двухатомный азот (N 2 ; состоящий из двух атомов в одной молекуле), а также следы других веществ.Приблизительно 85 процентов вулканических выбросов происходит в виде водяного пара. Напротив, диоксид углерода составляет около 10 процентов сточных вод.

Во время ранней эволюции атмосферы на Земле вода должна была существовать в жидком виде, поскольку океаны существуют не менее трех миллиардов лет. Учитывая, что солнечная энергия четыре миллиарда лет назад составляла всего около 60 процентов от сегодняшнего, должны были присутствовать повышенные уровни углекислого газа и, возможно, аммиака (NH 3 ), чтобы замедлить потерю инфракрасного излучения в космосе.Первоначальные формы жизни, которые развивались в этой среде, должны были быть анаэробными (т. Е. Выживать в отсутствие кислорода). Вдобавок они должны были противостоять биологически разрушающему ультрафиолетовому излучению солнечного света, которое не поглощалось слоем озона, как сейчас.

Когда организмы развили способность к фотосинтезу, кислород стал производиться в больших количествах. Накопление кислорода в атмосфере также способствовало развитию озонового слоя, поскольку молекулы O 2 диссоциировали на одноатомный кислород (O; состоящий из отдельных атомов кислорода) и рекомбинировали с другими молекулами O 2 с образованием трехатомных молекул озона ( О 3 ).Способность к фотосинтезу возникла у примитивных форм растений от двух до трех миллиардов лет назад. До эволюции фотосинтезирующих организмов кислород производился в ограниченных количествах как побочный продукт разложения водяного пара ультрафиолетовым излучением.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас
Узнайте, сколько азота, кислорода, водяного пара, углекислого газа и других элементов составляет воздух Земли. Атмосфера Земли представляет собой смесь азота, кислорода, водяного пара, двуокиси углерода и нескольких других второстепенных компонентов. Encyclopædia Britannica, Inc. Посмотреть все видео к этой статье

В настоящее время молекулярный состав атмосферы Земли состоит из двухатомного азота (N 2 ), 78,08%; двухатомный кислород (O 2 ) 20,95%; аргон (А) 0,93%; вода (H 2 0), примерно от 0 до 4 процентов; и диоксид углерода (CO 2 ) 0,04 процента. Инертные газы, такие как неон (Ne), гелий (He) и криптон (Kr), а также другие составляющие, такие как оксиды азота, соединения серы и соединения озона, встречаются в меньших количествах.

В этой статье представлен обзор физических сил, которые управляют атмосферными процессами Земли, структуры атмосферы Земли и приборов, используемых для измерения атмосферы Земли. Для полного описания процессов, которые создали нынешнюю атмосферу на Земле, см. эволюция атмосферы. Для получения информации о долгосрочных условиях атмосферы, наблюдаемых на поверхности Земли, см. климат. Для описания самых высоких областей атмосферы, где условия в основном определяются наличием заряженных частиц, см. ионосфера и магнитосфера.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *